СМИ о нас

Каждый год в третье воскресенье июня страна отмечает день медика. Два прошлых года работников здравоохранения поздравляли с особой торжественностью и благодарностью, надо так поздравлять каждый год!

В канун профессионального праздника мы поговорили с Софьей Ивановной Пискловой, врачом-трансфузиологом, которая работает в Сысертской ЦРБ почти полвека!

— 7 августа будет 50 лет как я работаю в нашей больнице, — рассказывает Cофья Ивановна. — Начинала работать еще в старом здании на Трактовой. Там было и хирургическое отделение, терапия, а рядом, наискосок, роддом.
— Скажите, пожалуйста, как так получилось, что вы выбрали профессию врача?
— Я хотела стать врачом, хотя после школы могла поступить и в УПИ, и в другие вузы, там конкурс был меньше. У меня в аттестате были одни пятерки за исключением химии. По химии — четверка. И как раз в этот год кроме вступительных экзаменов учитывался еще средний балл всех отметок. Я сдала экзамены на пятерки, а за сочинение получила четверку, плюс вот это нововведение со средним баллом, в итоге я не поступила. В приемной комиссии мне сказали — не забирай документы. Но я подумала: «Зачисление закончилось, я не прошла, что еще ждать?». Я осталась работать на кафедре нормальной анатомии препаратором. Потом уже узнала, что в приемной комиссии составляли списки из кандидатов на зачисление из тех, кто хорошо сдал экзамены, но не прошел. То есть их зачисляли на место ребят, кто не смог учиться дальше после первого семестра. А я забрала документы и лишилась этой возможности. Но на следующее лето я сдала все экзамены на пятерки, средний балл отменили, и я поступила на лечебно-профилактический факультет. Скажу, что первый курс в медицинском вузе очень сложный. На студента сразу обрушивается гистология, физиология, еще нужно все наименования органов и систем из анатомии учить на латыни.

Училась в вузе Софья Ивановна долго — с 1964 по 1972 годы: сначала была в академе с дочкой, потом по болезни. В итоге пришла работать в Сысертскую больницу гинекологом, её муж работал здесь же.
Гинекологом Софья Писклова трудилась по специальности 12 лет, и ей очень нравилась эта работа:
— Я работала в стационаре и женской консультации с беременными, только что родившими или с теми, кто планировал стать мамой. И с женщинами, страдающими гинекологическими заболеваниями. Для меня было важно проявить внимание, заботу о них, я искренне старалась помочь. Но у меня появилась аллергия на формалин. Сначала долго не могла понять, почему я болею, да еще так тяжело, позже выяснилась причина. При взятии гистологического материала в операционной необходим формалин, без него никак. Пришлось уйти.
В 1984 году Софья Ивановна возглавила кабинет переливания крови в Сысертской ЦРБ. Сначала работа не нравилась, долго не могла привыкнуть: «Ну не мое и всё!». Не было лечебного контакта с пациентами, а для Софьи Ивановны это важно.

— Но со временем пришло понимание, что и эта работа очень важна, и здесь можно помочь большому количеству людей. Когда идет переливание крови в стационаре, все начинается с меня. Я определяю группу крови, фенотип по системе резус, совмещаю подходящее. Только после этого кровь идет на переливание в стационар. Это тоже работа с людьми, но заочная. В выходные, в ночное дежурство наши хирурги, реаниматологи и гинекологи экстренно сами делают совмещение и переливание крови пациенту.

В 2004 году приказом Минздрава России муниципальным больницам запретили самостоятельно брать донорскую кровь. До этого момента сысертский кабинет переливания крови пережил много взлетов и падений. В начале двухтысячных в Сысертском районе было более 250 почетных доноров. Вести их учет непросто. Кто-то начал сдавать кровь, потом бросил, кто-то переехал. Тем не менее, Софья Ивановна вела свой учет, всех записывала в тетрадь. В конце 1990-х с донорством стало совсем плохо. Не было денег даже на закупку гемаконов (специальные контейнеры) для взятия и хранения донорской крови. Тогда было потеряно много доноров, практически половина. Дальше ситуация нормализовалась. Доноры могли приходить и сдавать кровь по вторникам и четвергам. Однако, в 2004 году кровь брать запретили.
— А мы работали с импортными гемаконами и качество донорской крови было хорошее. Каждый месяц посылали биоматериал на контрольные исследования, к нам никогда не было замечаний!
Тем не менее, кабинет закрыли, на оставшиеся деньги Софье Ивановне удалось купить швейцарское оборудование для исследований, которое работает и сейчас.

— Раньше беременным делали обследования на иммунные антитела с полиглюкином, точность составляла примерно 40% выявления, это устаревшие методы. Я перешла на работу с желатином — точность 60%. Когда купили оборудование, то выявление составило практически 100%. Это очень важно, например, для беременных, когда определяется совместимость резус-факторов у мамы и ребеночка. Еще для диагностики уже имеющихся гемолитических патологий эффективна проба Кумбса. Это дает очень точный результат при совмещении крови.
Софья Ивановна очень увлеченно рассказывает о своих исследованиях, о том, что кровь — это очень важно. Сейчас плазму и донорские эритроциты Сысертская ЦРБ получает от областной станции переливания крови. Бесплатно, по госзаказу. Но взамен отправляется кровь наших сысертских доноров. Сейчас их порядка 100 человек, постоянно сдают кровь 60 сысертчан. Радует, что в последнее время стало много приходить молодых ребят — парней и девушек.
— Приходят даже 18-летние, — рассказывает Софья Ивановна, — это хорошо, они же здоровые!

По словам врача, возрастного ценза для донорства нет. Но людей ближе к 60 чаще отстраняют уже по состоянию здоровья.
— Я тоже сдавала кровь, — говорит Софья Ивановна, — но однажды поняла, что мне уже тяжело. А мне и 60 еще не было на тот момент.
Сейчас кровь у сысертчан берет первоуральская станция переливания крови. Приезжают четыре раза в год. Ближайший день донора — в августе. Раньше сотрудники станции ездили и в Щелкун, и в Двуреченск, и в Бобровский. Но потом почему-то перестали, может быть, невыгодно, хотя в сысертских поселках кровь сдавали очень хорошо.
Донорство в нашей стране бесплатное. Доноры получают 500 рублей на усиленный обед, ну и все. Еще, говорят, кровь быстрее обновляется, и это полезно для организма.
Не стать донором, если выявлены инфекционные заболевания: сифилис, инфекционные гепатиты, ВИЧ, перенесенный туберкулез. Не берут кровь, если нехорошее общее состояние здоровья: гипертония, нарушение ритма сердца, если у человека, например, панкреатит, болезнь почек, хронические заболевания, если низкий — ниже 125 — гемоглобин.

Кому в Сысертском районе нужна кровь? Онкологическим больным, при анемии, при желудочно-кишечных кровотечениях, при циррозе печени, при тяжелых травмах в ДТП — рядом у нас Челябинский тракт.
На сегодняшний день в кабинете переливания крови в Сысерти работает три человека — сама Софья Ивановна, медсестра Василя Гилева и санитарка Любовь Овчинникова. С Василей Ханафиевной Софья Ивановна работает тридцать лет! И одно сейчас удручает нашего врача-трансфузиолога: в августе Софье Ивановне исполняется 77 лет. Сейчас она ходит на работу, говорит — пока может и чувствует себя хорошо, но уже задумывается — кому передать свои знания и навыки, кто придет ей на смену и станет у руля сысертской трансфузиологии? Желающих пока не видно. Даже медсестры в кабинет работать не идут, ведь, по сравнению с другими отделениями, нет возможности совмещать и получать оплату за дополнительную работу.
Не хочется заканчивать статью на грустной ноте, огромный труд Софьи Ивановны за 50 лет невозможно переоценить. Кровь нужна и важна, без врача-трансфузиолога современная медицина жить не может, как не могут люди жить без здоровой крови.

Текст: Наталья Ярина, фото: Юлия Хоминец

Поделиться ссылкой:

slot gacor WordPress CMS Checker